Порядок ликвидации ООО: пошаговая инструкция и необходимые документы
02.10.2015 13659 0Фирма перестает приносить прибыль, расходы превышают доходы, пропало желание расти и развиваться в выбранной сфере? Эти и другие причины могут послужить толчком для закрытия собственного бизнеса. Иногда в сложившейся ситуации такое решение может стать единственно правильным, и при его принятии возникает вопрос: как самостоятельно закрыть ООО?
Порядок действий по ликвидации ООО
Для того чтобы произвести процедуру ликвидации фирмы, работающей в качестве общества с ограниченной ответственностью, необходимо выполнить следующую последовательность действий:
Принять решение о ликвидации ООО и создать ликвидационную комиссию (или определить ликвидатора). Соответствующий документ оформляется в свободной форме. Уведомить налоговый орган по мету регистрации ООО о начале процедуры ликвидации. В течение трех дней с момента подписания решения о ликвидации, необходимо представить в налоговую службу нотариально заверенное уведомление о закрытии фирмы, составленное по форме Р15001. Подать сведения о закрытии ООО в журнал «Вестник государственной регистрации». Такая необходимость обусловлена тем, что у закрываемой организации могут иметься непогашенные задолженности. Публикация такого уведомления позволит кредиторам узнать о грядущей ликвидации и своевременно обратиться в ООО с требованием о возмещении долга. В сообщении должен быть указан срок, в течение которого кредитор может подать соответствующую претензию. Согласно действующему законодательству, он не может быть менее двух месяцев.Дополнительное уведомление кредиторов. Помимо публикации сведений о закрытии ООО в журнале, необходимо разослать всем кредиторам организации письменные уведомления о предстоящей ликвидации.
Провести процедуру инвентаризации имущества. Для ее реализации назначается инвентаризационная комиссия.
Сдать промежуточный ликвидационный баланс. Бумаги на его утверждение сдаются спустя два месяца после размещения объявления в «Вестнике государственной регистрации». В том случае, если в отношении организации ведется судебное разбирательство или выездная налоговая проверка, сдавать промежуточный баланс нельзя.Для того чтобы инициировать проверку документа, ликвидатор должен представить в налоговый орган следующий пакет официальных бумаг:
- протокол ликвидационной комиссии об утверждении промежуточного баланса;
- непосредственно сам ликвидационный баланс;
- «Уведомление о ликвидации юридического лица», составленное по форме Р15001, заверенное нотариусом.
Сдача ликвидационного баланса и ликвидация юридического лица
Ликвидационный баланс содержит сведения о имуществе ООО, оставшемся после осуществления расчетов по всем задолженностям. Его составление утверждается принятием ликвидатором или ликвидационной комиссией соответствующего решения в письменном виде. В том случае, если после погашения всех долгов, возникших за время функционирования фирмы, у ООО осталось какое-либо имущество, оно делится между его участниками пропорционально доли каждого из них в уставном капитале фирмы.
В перечень документов, представляемых в налоговую для ликвидации ООО, входят:
- заявление о ликвидации;
- ликвидационный баланс и решение о его утверждении;
- квитанция об уплате госпошлины.
Помимо этого, необходимо закрыть расчетный счет юридического лица в банке, передать всю документацию в архив и уничтожить печать организации.
Теоретически, процедура закрытия ООО довольно проста – необходимо принять соответствующее решение, рассчитаться с кредиторами, составить ликвидационный баланс и сдать его в налоговый орган. Однако на практике у предпринимателей возникает немало затруднений – правильно оформить документы, выполнить все ликвидационные действия в установленные законом сроки, отчитаться перед налоговой службой получается далеко не с первой попытки.